?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Moritz Schreber ◊ Soul Murder.

Мориц Шребер. Убийство души.


    «...Напугайте ребенка как можно сильнее, потрясите его до самых корней! Они еще совсем слабы... Угрожайте ему жестами, с глубокой ненавистью, враждебностью во взгляде, будто собираетесь его уничтожить. Сделайте так, чтобы ребенок уяснил: либо он, либо его воля — вместе им не жить. Если он выберет волю, ему придется умереть. Как только ребенок поймет, что может жить только ценой своей воли, он отбросит ее и выберет выживание. Это естественно! Выживание первостепенно; все остальное вторично.
И тогда вы хозяин ребенка навсегда. Впредь достаточно будет одного взгляда, слова или угрожающего жеста, чтобы им управлять»


Мориц Шребер "Каллипедия"


  Существует мнение, согласно которому Мориц Шребер является прототипом генерала Вольфа. Так это или нет, пусть каждый решает сам, никакими официальными данными по этому поводу мы не располагаем. Важно другое: знакомство с его деятельностью, его идеями позволяет лучше понять принципы воспитания как детей в 511 детском доме, так и самого Йохана, ближе взглянуть на программу, способную дать толчок к превращению человека в бездушного монстра.

  Даниель Готтлоб Моритц Шребер родился в семье адвоката в Лейпциге в 1808 году. Таким образом, его ранние детские годы пришлись на времена наполеоновских войн и оккупации - времена разрухи в экономике и сельском хозяйстве. Семья Шреберов принадлежала к евангелическо-лютеранской общине. Отец (адвокат) Йоханн Готтхильф Даниель Шребер и мать Фредерика Шарлотта отдали сына в гуманитарную гимназию святого Фомы. Это была известная гимназия, состоявшая при церкви святого Фомы, где долгие годы работал кантором великий Иоганн Себастьян Бах. В 18 лет Даниель Шребер окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Лейпцигского университета. Через семь лет, в 1833, он окончил учебное заведение, получив степень доктора медицины.

  Затем Шребер нанялся личным врачом к путешествовавшему по Европе русскому князю Алексею Соморевскому и в течение трёх лет сопровождал последнего в поездках по Германии, Австрии, Бельгии, Франции и Англии. В 1836 он открыл собственную практику в Лейпциге и начал работать врачом-ортопедом. С 1843 года (и вплоть до самой смерти) Шребер возглавлял частную лечебницу, занимавшуюся оздоровительной гимнастикой и ортопедией.

  Идеи Шребера, однако, выходили далеко за пределы помощи больным. Мориц Шребер был занят вопросом правильного и гармоничного воспитания человека с самого рождения. Этой теме он посвятил свою книгу под названием "Каллиопедия, или воспитание чувства прекрасного". В ней изложены представления Шребера о том, как надо растить ребенка. Надо отметить, что труды, написанные Шребером, пользовались огромной популярностью очень долгое время, его книги издавались большими тиражами, выдержали множество переизданий и брались на вооружения подавляющим числом родителей. Именно так, по Шреберу, воспитывалась вся Германия. Так был вымощен путь для Адольфа Гитлера. Его мечтой было создание лучшего, более совершенного вида людей. В связи с этим сто лет спустя Шребера посчитали предвестником расовой теории национал-социалистов.

  В настоящее время Морица Шребера называют одним из главных представителей так называемой "черной" или "ядовитой" педагогики.
Черная педагогика (Schwarze Pädagogik) - комплекс воспитательных воздействий, приводящих к травмированию личности. Согласно утверждению ученых, эта концепция возникает тогда, когда родители (воспитатели, медсестры или другие источники опеки) полагают, или утверждают, что полагают, будто ребенок инфицирован некими "семенами зла", будто в его поведении сквозит заведомо порочное начало и они обязаны сделать все, чтобы искоренить его при помощи эмоциональных манипуляций или грубой силы. Простыми примерами могут служить избиение детей в качестве наказания за ложь или отказ матери кормить новорожденного, кричащего ребенка вплоть до установленного времени с целью "научить его терпению, которое так пригодится в дальнейшей жизни". Иными словами, это рациональный садизм.

  Методы, которыми добиваются послушания, разнообразны: психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, опозоривание, вплоть до истязания, обессмысливание и обесценивание взрослыми всего того, что делает ребенок в семье («У тебя руки не из того места растут — лучше ничего не трогай!», «Все равно ничего хорошего не получится!»)

Основные установки, которые заложены в «чёрной педагогике» по мнению Алис Миллер, известного психолога изучающего последствия жестокого обращения с детьми:

  • родители заслуживают уважения по определению — просто потому, что они родители.
  • дети не заслуживают уважения просто потому, что они дети;
  • родители всегда правы, они не могут ошибаться. Только ими определяется что хорошо, а что плохо.
  • родители - безгрешны и лишены неконтролируемых инстинктов. Ребенок несет ответственность за их гнев. Если они сердятся — виноват он.
  • родители не переживут, если их обидеть;
  • чувство долга способно породить любовь.
  • запретами можно убить ненависть.
  • ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше. Послушание превыше всего.
  • ребенок не может говорить о своих страданиях. Бурно проявлять чувства вредно.
  • высокая самооценка вредна. Заниженная самооценка способствует хорошим отношениям с людьми.
  • удовлетворять детские желания неправильно.
  • ласки по отношению к детям вредны. Суровое обращение – наилучший способ подготовить ребёнка к жизни.
  • неискренняя благодарность лучше искренней неблагодарности
  • то, как вы себя ведете, важнее того, что вы на самом деле собой представляете. Главное - благопристойное поведение, а не суть.
  • тело нечто грязное и омерзительное.

      Добросовестное следование правилам «черной педагогики» формирует зависимую личность с низкой социальной толерантностью, ригидную, с «убитой душой», которая, вырастая, сама становится «душегубом». Родители совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка, при этом его калеча. Законы межпоколенной передачи неумолимы, и все повторяется снова, но уже в новом поколении.

    А теперь перейдем к рассмотрению того, как эти идеи отражены в работах Морица Шребера.

    Метод "Паук и муха":

      Он верил в то, что ребенка нужно приучать к дисциплине с возраста шести месяцев, — потому что, как он говорил, если вы не приучите ребенка к дисциплине в этом возрасте, то навсегда упустите реальную возможность подчинить его себе. Когда ребенок еще совсем нежен и податлив, еще не осознает обычаев этого мира, как можно глубже запечатлейте в его психике определенную модель, импринтинг — и тогда он будет ей следовать всегда, даже не осознавая, что им манипулируют. Он будет думать, что все делает по собственной воле — потому что у шестимесячного ребенка еще нет воли. Воля придет позже, и дисциплина появится раньше воли. Поэтому воля всегда будет считать: «Это моя идея».

      Ни один человек не свободен, ни один человек не доверяет своему сознанию, не пытается почувствовать, нащупать собственный путь. Он разрушен от самых корней.
    Но Шребер, как и все родители, назвал это дисциплиной. «Он писал, что при первом же проявлении собственной воли следует...» немедленно ее остановить, немедленно убить волю. Если вы видите, что ребенок становится личностью, индивидуальностью, нужно уничтожить самый первый луч его индивидуальности, немедленно — не теряя ни секунды.

    При первом же проявлении собственной воли «...нужно подойти с внушительным видом... строгие слова, угрожающие жесты... постучать по кроватке, применить физическое воздействие — и последовательно повторять, пока ребенок не успокоится или не уснет. Такое обращение понадобится всего один или два, самое большее три раза». Отныне вы являетесь его полноправным хозяином.

      «... Начиная примерно через три месяца после рождения ребенка, вода для его умывания должна быть только холодной... для того, чтобы физически ужесточить ребенка... если дети проснулись, они должны держать тело прямо, занимать активную позицию, иметь постоянное занятие: в целом, каждую вещь, которая может привести к лени и мягкости (будь то диван или подушки) следует держать как можно дальше от них...»

    Он полагал, что дети должны спать лишь вытянувшись по струнке, лежа плашмя на спине, причем приучать детей отдыхать в подобном положении следовало с младенчества. Для облегчения задачи врач-ортопед придумал ряд особых бандажей, больше похожих на пыточный реквизит.

     


    В числе его изобретений: плечевой ремень для фиксации тела на кровати, который вы можете видеть выше, и особое устройство, получившее название "Schrebersche Geradhalter" призванное заставить детей сидеть прямо.

    1.



    2.

     


    А также особый фиксатор для головы под названием "Kopfhalter". Данное устройство одним концом крепилось к волосам, а вторым - к нижнему белью ребенка таким образом, чтобы при повороте головы или опускании подбородка ремень грозил вырвать своему носителю всю шевелюру.



      Мориц Шребер полагал, что дети должны держаться в строгости, что они по природе своей являются дурными и болезненными, или же обязательно станут таковыми, если их вовремя не "спасти". Каждый ребенок до достижения годовалого возраста должен быть приучен подчинять себя воле взрослых и спокойно воспринимать отказ в исполнении любых желаний. Важно привить полное самоотречение. Даже пяти или шестимесячный несмышленый малыш, еще не вполне способный четко определить собственные потребности, особенно голод, по Шреберу должен быть наказан за крики и чересчур активное выражение чувств.

      Доктор Шребер считал, что ребенка следует поощрять или карать не только за его деяния, но и настроения, лежащие в их основе. «Ребенок не должен подчиняться с целью получить похвалу или награду. Подобное желание является "дегадрационным" или "нечистым". Он обязан подчиняться из-за осознания своего долга...насколько бы причудливыми не были прихоти его родителей...»
    Родители всегда правы, поэтому они не обязаны объяснять ребенку мотивы своих поступков. Неуместность требований не имеет никакого значения.

      Между родителями и ребенком должны сложиться отношения гипнотизера и человека, введенного в транс, при которых каждое слово первого воспринимается последним в качестве команды.

      Наказание ребенка является доказательством его вины.

      «Наказывая ребенка, постарайтесь, чтобы на первых порах рядом находилось некое третье лицо, которое будет мягко подталкивать ребенка пожать вам руку в знак просьбы о прощении. С того момента, как он сделает это, все должно быть забыто. После нескольких подобных ситуаций ребенок начнет подходить к вам самостоятельно. Избиение гарантирует, что в сердце карателя не осталось гнева и горечи, вызывает у ребенка чувство раскаяния и формирует у него благотворное впечатление, будто он все еще вам что-то должен, не наоборот... даже если наказание было чрезмерным.»

      Просьба о прощении - обязанность ребенка, а вовсе не результат его выбора. «Он не может не просить прощения, то есть он не может считать, что был наказан несправедливо. Даже если ему кажется, что наказание было слишком жестоким, ему следует молчать и переживать свои чувства в одиночку" - пишет Шребер.

      Как и все видные врачи 19 века Мориц Шребер видел в мастурбации патологически-разрушительную силу. Считалось, что эта привычка может не только разрушить психическое здоровье, но и нанести реальный физический вред здоровью ребенка. Как представлено на иллюстрации, это может быть все от харканья кровью и облысения, до выпадения зубов и смерти. Именно злу мастурбации Шребер противопоставил комплекс физических упражнений укрепляющих тело и дух человека. Он был изобретателем целого ряда специальных бандажей, не позволявших детям дотрагиваться до своих гениталий.

    Против «недостойного возбуждения» он рекомендовал молодежи рубку дров, а в тяжелых случаях – холодные сидячие ванны и обтирание половых органов холодной водой.

     


      У Морица Шребера было пятеро детей: два мальчика и три девочки. Что с ними стало? Никому не было до этого дела. А между тем... Шребер воспитывал своих детей в согласии со своей теорией, но его проект «Идеальный человек» потерпел поражение. Старший сын, Густав, страдавший параличом и имевший весьма неустойчивую психику, в возрасте 38 лет покончил с собой, пустив пулю в висок. Одна из сестер так и не вышла замуж, долгое время страдала от депрессии и закончила свои дни в сумасшедшем доме. Второй сын Даниэль Пауль Шребер страдал параноидальной шизофренией и является одним из наиболее интересных представителей индивидуального мифа. Он описал своё состояние в книге «Мемуары больного, страдающего нервной болезнью» (нем. Denkwürdigkeiten eines Nervenkranken). Эта книга, оказавшая большое влияние на психологию, впоследствии была проанализирована Зигмундом Фрейдом.
    Умер в лечебнице.

     


  • Comments

    ( 2 comments — Leave a comment )
    (Anonymous)
    Dec. 13th, 2011 05:46 pm (UTC)
    Спасибо за Ваши посты, всегда нахожу что-нибудь интересное! Наткнулась на арт с Йоханом:http://fav.me/d4iza19 Возможно он Вам понравится)
    erich_springer
    Dec. 13th, 2011 06:26 pm (UTC)
    И вам спасибо) Прекрасный рисунок, я обязательно его выложу.
    ( 2 comments — Leave a comment )